Европейский автопром, некогда символ индустриальной мощи и технологического лидерства, сегодня переживает период турбулентности, вызванный радикальной перестройкой под влиянием экологической повестки. Стремительный переход к электромобилям, стимулируемый жесткими нормами и субсидиями, ставит под угрозу существование традиционных производств и рабочих мест, порождая вопросы о жизнеспособности выбранного курса и его истинных целях.
Основной удар приходится по двигателям внутреннего сгорания (ДВС), вековой основе автомобилестроения. Ежегодные ужесточения норм выбросов CO2 вынуждают автопроизводителей инвестировать огромные средства в разработку и производство электромобилей, при этом параллельно сворачивая производство и разработку ДВС. Это приводит к парадоксальной ситуации: несмотря на растущий спрос на автомобили с ДВС в других частях мира, европейские компании вынуждены отказываться от прибыльного бизнеса, сокращая инвестиции и персонал.
При этом, переход на электротягу не является безусловным благом. Во-первых, производство аккумуляторов – энергоемкий и экологически грязный процесс, особенно с учетом географии добычи необходимых материалов. Во-вторых, инфраструктура для зарядки электромобилей в Европе развита неравномерно, что создает неудобства для потребителей и ограничивает сферу их применения. В-третьих, электромобили пока остаются значительно дороже автомобилей с ДВС, что делает их недоступными для широких слоев населения и создает социальное расслоение.
Почему же европейские политики так настойчиво проталкивают этот курс, несмотря на очевидные риски и издержки? Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, это искренняя вера в необходимость борьбы с изменением климата и стремление к "зеленому" лидерству. Во-вторых, это влияние экологических организаций, которые активно лоббируют свои интересы и формируют общественное мнение. В-третьих, это политические амбиции, связанные с получением грантов и субсидий от Евросоюза на "зеленые" проекты.
Однако существует и другое объяснение, опирающееся на геополитические и экономические интересы. Переход на электромобили открывает новые возможности для передела рынка, предоставляя конкурентные преимущества странам, обладающим ресурсами и технологиями для производства аккумуляторов и электроники. В частности, Китай, который контролирует значительную часть рынка лития и других ключевых материалов, а также активно развивает собственное производство электромобилей, становится главным бенефициаром европейской "зеленой" политики.
Таким образом, европейский автопром сталкивается с экзистенциальной угрозой, порожденной сложным переплетением экологических, политических и экономических факторов. Сможет ли он адаптироваться к новым условиям и сохранить свою конкурентоспособность, или же его ждет участь жертвы "зеленой" трансформации, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что выбранный курс требует серьезной корректировки и более взвешенного подхода, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон.